ЕГЭ-2020: эссе по обществознанию

ЕГЭ-2020: эссе по обществознанию

Написание эссе по обществознанию по-прежнему остается одним из сложнейших заданий  ЕГЭ. К сожалению, занимаясь с учениками подготовкой к ЕГЭ по обществознанию, сталкивалась с тем, что очень не многие учителя используют этот вид работы на своих уроках. Выпуснику приходится часто осваивать его либо самостоятельно, либо с помощью репетитора.

Уже третий год эссе оценивается не 5-ю, а 6-ю баллами, притом дополнительный балл добавлен в теоретическую аргументацию. Сложность для многих обучающихся в том, что они ориентируются часто на примеры, которые находятся в интернете. Но по своему опыту работы эксперта ЕГЭ по обществознанию знаю: не смотря на то, что критерии эссе помещены в открытом доступе на сайте http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory в демо-версиях, я не встречала в интернете ни одного примера эссе, которое бы соответствовало критериям. Именно с этих слов я всегда начинаю разговор со своими учениками о правилах написания эссе. 

Напомню критерии эссе на ЕГЭ-2020 (информация с демо-версии):

Kriterii_esse_1.PNG

Kriterii_esse_2.PNGKriterii_esse_3.PNG

Прокомментирую некоторые моменты. 

29.1. Первый, главный, балл ставится за смысл высказывания. Главный, потому что без него по остальным критериям будет "0". При формулировании смысла высказывание важно не начать просто перрефразировать высказывание другими словами, а сформулировать идею автора. Это часто оказывается сложно. Своим  ученикам я предлагаю несколько правил, о которых нельзя забывать:

1) попробуйте выделить хотя бы одну идею автора, о чем (о какой проблеме) он говорит;

2) сформулируйте эту идею, опираясь на терминологию и знания обществознания, не превращайте ее в долгие объяснения "ни о чем". Для формулировки тезиса достаточно от одного до трех предложений;

3) НЕ ЗАБЫВАЙТЕ: тот тезис (идею, проблему), которую вы сформулировали в начале эссе, вы ее будете доказывать или опровергать в своей работе! Выдвигая теоретические и фактические аргументы, все время возвращайтесь к смыслу высказывания, чтобы определить: достаточно ваших аргументов, чтобы доказать (опровергнуть) идею автора.  К сожалению, часто рассуждения ученика уходят от высказывания и уже не являются аргументами к предлоенной цитате.

29.2, 29.3. По данным критериям обращу внимание на то, что изложение теоретических аргументов не должно превращаться в обычное перечисление терминов, определений и т.д. Весь материал, который вы используете в этой части эссе должен доказывать выдвинутый вами тезис! Чаще всего кроме термина и его определения для теоретической аргументации необходимо использовать функции, виды, признаки понятия (явления).

29.4. А вот при оценке  данного критерия возникают проблемы. С одной стороны, выпускнику легче привести пример, чем теоретические аргументы, но с другой стороны подходы к оцениванию данного критерия усложнились, и выпускники должны это учитывать, иначе потеряют заветные баллы. Вроде бы все просто: приведи два примера из разных источников знаний. Но...

Обращу внимание на раздел в критериях ФИПИ "Указания по оцениванию".

п.2: не требуется указывать конкретное СМИ, источник факта и т.д. Это хорошо для выпускника, упрощает работу, главное - привести факт, сделав ссылку на то, что он получен из средств массовой информации.

п.3: сужаются возможности в приведении фактических примеров. Если раньше, выпускник мог привести, например, один факт из произведения Л.Н. Толстого "Война и мир", второй факт из жизни собственной семьи, то это было два примера -1 из литературы, 1 - из собственного социального опыта. Теперь это все примеры из одной области знаний - из личного социального опыта,  значит выпускник получит 1 балл вместо заветных 2-ух.  

Позволю себе высказать свое мнение: не понимаю, каким образом рассказ о действиях героя прочитанной книги относится к личному социальному опыту. На мой взгляд, это все-таки художественно оформленный социальный опыт автора книги. Но это мое личное мнение, а мы действуем в соотствествии с утвержденными критериями.

Приведу выдержку из вебинара издательства "Легион" для экспертов ЕГЭ.

Screenshot_20191001-192431_VK.jpg

Обратите внимание на текст, выделенный желтым цветом. Таким образом, у нас есть три вида источников, из которых можно взять примеры:

  1. СМИ (интернет, печатные издания и т.д.) - это факт из общественной жизни. Например, в интернет-издании опубликованы данные о встрече делегаций двух стран..; в новостях прозвучала информация о ситуации в стране Z и т.д.
  2. Личный социальный опыт. Например, в произведении В.М. Достоевского "Идиот" князь Мышкин..; в фильме "Москва слезам не верит" главная героиня..; на постановке театра им. Луначарского "Мастер и Маргарита" мы увидели..; в моей семье есть традиция... Все это примеры из одного источника знаний!
  3.  История (в том числе история наук,история литературы и т.д.)

Ну а теперь совет выпускникам по критерию 29.4 "Качество приводимых социальных фактов и примеров": если вы привели в качестве примера факт из жизни литературного героя (героя фильма) или из жизни своей семьи (своих знакомых), то второй пример должен быть из истории (историческое событие, действия исторической личности и т.д.) или информация из СМИ.

Избегайте при использовании примеров из СМИ выражений типа "я прочитал", "я узнал" и т.д., чтобы у эксперта не было сомнений в определении источника приведенного факта. Старайтесь обезличивать данные примеры: "в новостях прозвучала информация...", "в интернете приведены данные..." и т.д.